Тихий [Л] объявил себя Председателем [О] уступил [I] Подумайте, пожалуйста, над предложенными вопросами и попробуйте осветить на те, которые Вам интересны. ЭЛЕГИЯ Но не хочу, о други, умирать; 1830 А.С.Пушкин 1. Почему стихотворение называется "Элегия"? Докажите свою точку зрения. План: ЭЛЕГИЯ Но не хочу, о други, умирать; 1830
Здесь… стихотворение застопоривается и буксует… В сущности, мы ничего… больше не узнаем про это чувство; диалог, из которого мы как будто должны что-то понять, так и остается неопределенно условным, театральным… Последние опять конкретны и… объединяясь с началом… достойно завершают стихотворение. Ощущение обреченной любви…».
Задание 1
* Звенела музыка в саду * Уж сколько их упало в эту бездну,
Таким невыразимым горем... Разверстую вдали...
* Выткался на озере алый цвет зари... * Девушка пела в церковном хоре...
* Крылышкуя золотописьмом... * Если жизнь тебя обманет...
* Февраль! Достать чернил и плакать!..
* Неумолимые слова. Окаменела Иудея...
Задание 2
Попробуйте восстановить текст (имена поэтов помечены буквами) и прокомментировать свои вставки:
Если верить авторекомендациям поэтов, то в 10-е годы XX века народилось небывалое число гениев и титанов. Первым объявил о своей гениальности [К]:
* Я - изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты - предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны...
[И] пытался оправдать [К], утверждая, что тот - "стихийный гений". Ларец самого [И] уже наполнялся стихами.
[В] был сдержанней [К]. И все же "комплекс гениальности" сквозит в его стихах.
Чего стоит название его первого лирического сборника "Chetsdoeuvre" /" 7,1895г.
Название второго лишь подтверждало выраженное в первом: "Meeum esse" /" "/.
Но вот явился [I]. Этот объявил, как явил: Я - гений [I].
Что же грипп гениальности такой?
Где-то, правда, отсиживались скромные учительствующие просветители [И] и [С]; шла царственной походкой /У/; замечательно пробуждался от детского сна, нащупывая еще "несозданный мир" [S], ловил пролетку за шесть гривен всегда по-отрочески готовый к рыданию [Р]. А рядом, чтобы было слышнее, "вбивая гулко шага сваи", проходил [О]; с капитанским гонором рассказывал о дальних странствиях [Е].
Начинался век …………………… Время крика, призыва ……………………….., ………………….., ………………………, ………………...………., ………………………..; время
нового необыкновенного ……………………, …………………………
звание короля поэтов. [N] возомнил небо колоколом, в который он собирался бить языком месяца. Это было время
Задание 3
Назовите имена женщин-поэтов "серебряного" века.
Задание 4
Назовите известные Вам произведения русской литературы, в которых можно встретиться с античностью.
Задание 5
Приведите примеры поэтического употребления метафоры, сравнения, аллитерации, ассонанса.
Задание 6
Проясните термины: фигурные стихи, жанровое своеобразие, особенности поэтики, синтаксический параллелизм.
Задание 7
Проанализируйте (вариант: прокомментируйте) стихотворение Ф. Сологуба "Искали дочь". (Ваш текст должен быть емким, ясным, содержать только необходимое. Лучше выполнить его в жанре научной статьи.)
Ключ
К - К. Бальмонт
И - И. Анненский
В - В. Брюсов
I - И. Северянин
С - Ф. Сологуб
Т - А. Ахматова
S - О. Мандельштам
Р - Б. Пастернак
О - В. Маяковский
Л - В. Хлебников
N - С. Есенин
Задание 1.
Назовите ситуации "некуда идти" в произведениях Ф.М.Достоевского.
Задание 2.
Назовите "говорящие" фамилии в произведениях Ф.М.Достоевского.
Задание 3.
Объясните слова: искропытне, снежимочка, времыши, мелкоскоп, непромокабль. Какие из них принадлежат Н.С. Лескову, какие - Велимиру Хлебникову и какие - старославянские?
Задание 4.
В каких произведениях Н.С.Лескова встречаются "очарованные" герои? Назовите произведения и героев?
Задание 5.
Есть ли характер у Левши?
Задание 6.
Объясните следующий факт: Раскольников не включает Христа в перечисление "законодателей и установителей человечества".
Задание 7.
Какой "любимый" цвет Ф.М.Достоевского?
Задание 8.
Придумайте темы сочинений по русской литературе XIX века (на которые Вы сами хотели бы написать работу).
Задание 9.
Заполните пропуски в тексте:
- Замечательный стилист, язык его поэтичен, ___________. Учился на философском факультете Петербургского факультета. Большую часть жизни провел за границей. Его роман "______________" вызвал настоящую бурю разноречивых мнений и суждений. О его творчестве можно сказать следующее: .
Задание 10.
"Любовь приходит страшным смерчем..." Попробуйте продолжить (можно стихами)
Задание 1.
Почему Петербург и Москва противопоставлялись в русском культурном сознании первой половины XIX века?
Задание 2.
Почему сентименталисты противопоставляли деревню городу?
Задание 3.
Назовите отличия сентименталистской героини от героини романтической.
Задание 4.
В каком жанре написана "Песнь о Вещем Олеге"? Какие особенности этого жанра вы можете назвать?
Задание 5.
Скажите несколько слов о теме безумия в "Горе от ума" Грибоедова.
Задание 6.
В каком произведении Ломоносов изображает насекомое?
Задание 7.
В названиях каких произведений встречается слово "путешествие"?
Задание 8.
Проанализируйте стихотворение:
* Если жизнь тебя обманет, Сердце в будущем живет;
Не печалься, не сердись! Настоящее уныло:
В день уныния смирись: Все мгновенно, все пройдет;
День веселья, верь, настанет. Что пройдет, то будет мило.
1. Почему в русской литературе первенство всегда оставалось за Пушкиным?
2. Пушкин - великий завершитель или великий начинатель большого пути
русской литературы?
3. Некрасов - поэт одной темы?
4. Как влияют науки и искусства на нравы людей?
5. Почему греческое искусство и эпос продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом?
6. Почему у каждой эпохи свои эстетические образцы, свой стиль, свои художественные законы? Почему с течением времени изменяются, пересматриваются эталоны? Есть ли у литературы каждой эпохи свое "осевое время"? Что сказал бы Ломоносов о "Евгении Онегине"?
7. Что делает произведение искусства произведением искусства? Что превращает его в шедевр? Как отличить шедевр от подделки?
8. Каким образом история влияет на литературу? Влияет ли литература на историю?
9. Назовите лучшие, на Ваш взгляд, книги о любви.
10. События, регулярно происходящие в городских артериях - скажите поэтически.
11. Какое описание ночи Вам нравится больше. Какое описание экспрессивнее:
* "Ночь черней испанца в черном плаще" (Лопе де Вега)
* "Ночь - листы темно-синего картона с наклеенными серебристыми буковками" (Кальдерон)
12. Переведите на любой иностранный язык:
* Но, чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с Вами днем увижусь я... (Пушкин)
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино - печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
2. Соответствует строфическое деление стихотворения его внутренней смысловой
структуре?
3. Какие изменения претерпевают мысли и чувства лирического героя? Можно ли
проследить сюжет стихотворения? К каким итогам приходит герой в результате
своих размышлений?
4. Чем оправданы в тексте сравнения и метафоры?
5. Какие иные художественные средства использованы автором для выражения
своего миросозерцания?
6. Как соотносится это стихотворение с другими произведениями: А.С.Пушкина
этого времени?
1. Тема.
2. Проблема.
3. Идейно-эмоциональная оценка произведения.
4. Идея как единство темы, проблемы, эмоциональной окраски.
5. Пафос.
6. Сюжет (если есть).
7. Композиция.
8.Образы.
9. Художественные средства.
10.Способы создания авторского замысла»
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино - печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
10 класс
(I полугодие 2005-2006гг.)
1. Мой диалог о роли классической литературы в обществе и школе с В. Непомнящим, автором статьи «Зачем нужна литература в школе?»
2. Вопросы автора и мои ответы на них по проблемам, затронутым В.Непомнящим в статье «Зачем нужна литература в школе?»
3. Моя публицистическая статья «В чем, по мнению В.Непомнящего, автора статьи «Зачем нужна литература в школе?» прежде всего состоит смысл преподавания литературы в школе?»
10 класс
(I полугодие 2005-2006гг.)
I вариант.
Напишите статью «Особенности публичного общения». Покажи их на примере статьи из твоего опыта такого общения.
II вариант.
Напишите статью о принципах поддержания внимания и
речевого контакта в общении.
Покажи их на примере статьи из твоего опыта такого
общения.
Упражнения и задания для саморазвития
Диктант (возможности самодиктанта)
«Совершенно замечательно начало, особенно первые две строки, отличающиеся чисто ахматовской точностью в передаче психологического состояния. Сюжет здесь довольно прост: последнее запретное свидание, завершение какого-то тайного, обреченного романа. Детали передают не только напряженность, но и характер волнения: грудь беспомощно холодеет, а шаги легки – навстречу любви. И от нетерпения (а может и от страха) кажется, что много ступенек, хотя наперед известно, что их только три. В волнении же (настолько оно велико) произошла заметная путаница с перчатками… При всей тревожности создается ощущение какой-то легкости, следовательно, высокости чувства… что свойственно подлинной любви… Чувство высокой тревожности нарастает, но мы еще не знаем, с чем оно связано. Это должны разъяснить последующие шесть строк…
XI класс
Продолжите стихотворение по начальным срокам, укажите автора:
X класс
IX класс
Дополнительное задание по литературе.
ЛИНГВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА.
ЛИНГВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА.
Контрольная работа по культуре речи и общению
Контрольная работа по культуре речи и общению