Что такое открытый урок?
Открытый урок - это урок, на котором учитель имеет возможность применить необычные технологии, методы, которые способствуют развитию ЗУН у учащихся. К необычным элементам на уроке выдающиеся педагоги относились по-разному. В античной и средневековой педагогике необычное, т.е. выходящее за рамки установленных канонов преподавания, было фактически недопустимым, а учителя, нарушавшие это требование, жестоко наказывались. Бывали и редкие исключения, только подтверждающие незыблемость правила: диалогистика Сократа, уроки на природе в "Доме радости" Витторино де Фельтре.
Первые, как бы "узаконенные" элементы необычного вносит в урок "Великая диалектика" Я.А.Каменского. Прежде всего - это принцип наглядности. Введение этого принципа в строгую канву урока произвело революцию в педагогическом сознании и поколебало уверенность в неизменности классических правил. Появилась возможность не просто давать положенные знания, но и "раскрашивать" их, представлять с необычной стороны.
Урок необходимо проектировать, тем более открытый. И.С.Якиманская различает термин "прожектирование" (медленное, идеальное выстраивание чего-либо и "проектирование" (как создание и практическое выполнение проекта). Анализ педагогической литературы позволяет выделить обобщающую схему проектирования учебной деятельности:
1. Определение цели проектирования (целеполагание).
2. Выяснение схемы педагогических факторов и условий, влияющих на достижение цели (ориентировка).
3. Описание педагогической действительности. Подлежащей проектированию (диагностика исходного состояния)
4. Фиксирование (выбор) уровня и оперативных единиц педагогического мышления для принятия решения по созданию проекта (рефлексия).
5. Выдвижение гипотез о вариантах достижения цели и оценка вероятности их достижения в конкретных условиях (прогнозирование).
6. Построение конкретной модели педагогического объекта (моделирование).
7. Построение методики измерения параметров педагогического объекта.
8. Реализация проекта (внедрение).
9. Оценка результатов осуществления проекта и сравнение их с теоретически ожидавшимися.
10. Построение оптимизированного варианта конкретного педагогического объекта.
Это наиболее полная схема проектирования ( а не планирование)не отвечает всего лишь на один вопрос: кто проектирует? Ответ на него как бы очевиден - учитель. Ученик здесь тоже как бы очевиден - все это делается для него, но без него.
С другой стороны, попытки реализовать такое проектирование приводят к проблемам, отмечаемым самим учителем.
1. Совместное проектирование, понимается как обучение учащихся активной умственной деятельности.
2. Усилия переносятся с совместной разработки содержания на единоличное создание учителем проблемной ситуации.
3. Совместное проектирование понимается как совмещение разных уроков.
4. Неумение выделять личностно-значимые для учащихся ценности в содержании изучаемых знаний.
5. Приоритет тактических планирований в подготовке к уроку над стратегическими.
Общим местом становится отсутствия понимания смысла учебного взаимодействия, как условия самоактуализации учащихся. Вместе с тем, умелое применение отдельных элементов традиционного понимаемого совместного проектирования представляет педагогический опыт известного учителя истории из г.Либинска (Краснодарский край) А.В.Литвинова.
Стало совершенно очевидно, что прежний опыт проведения открытых уроков себя исчерпал. Открытые уроки стали объектом справедливой иронии сатириков, общества и даже самих детей. Все это приводит к снижению авторитета учителя и школы как социального института. Дети, общество хотят видеть в современном учителе педагога эрудиционного типа, интеллектуала, человека с чувством юмора, находчивого гордого, способного к рефлексии, способному к научному анализу своих изобретений.
С другой стороны, в самой учительской среде появляется все больше профессионалов высокого класса, специалистов с высокими степенями, которые могут и хотят передать свои ценные умения другим, испытывают потребность в серьезной аналитической дискуссии с целью саморазвития.
1. Цели проведения открытых уроков.
2. Открытй урок, как правило, является составной частью изучения профессиональной деятельности учителя в его системном проявлении. Речь идет об изучении работы учителя по диагностированию успешности, анализу, документальному обеспечению образовательно-воспитательного процесса, его общественно-педагогической деятельности, организации внеклассной работы по предмету, его кабинетной работы, его методической деятельности, проводимым им внеклассным мероприятиям, урокам, подготовке учащихся к конкурсам и полученным вообще результатам обучения, работе с родителями. Проектно-исследовательской и экспериментальной работе, классному руководству.
3. Выбор ключевых тем для подготовки и проведения комплекса предъявляемых педагогических мероприятий (предположим, показ нескольких уроков темы, внеклассных занятий по индивидуальным программам с одаренными детьми, специальная работа с учащимися. Требующими дополнительного педагогического внимания. Работа с учащимися, подготовленными для участия в олимпиадах и предметных соревнованиях, проведение межпредметного вечера, проведение профориентационного классного часа и экскурсии).
4. Совместная работа ( с заместителями директора по УВР или по НМР) по подготовке к проведению открытых мероприятий, или создание временного творческого коллектива с той же целью, или создание консультационной группы для помощи учителю.
5. Разработка единого плана проведения открытых мероприятий с указанием сроков, выбор или назначение группы поддержки или группы анализа и оценки, определение уровня, на котором будет представлен изучаемый опыт, форма поддержки и распространения предъявленного опыта.
6. Разработка шкалы и ресурсов стимулирования творческого труда педагогов за что, на основании каких критериев, в какой форме и в каких величинах будет оценена деятельность педагога и лиц, принимавших участие в этой деятельности, в том числе и учащихся и родителей).
1. Присвоение по итогам аттестации более высокого разряда.
2. Выдвижение на обобщение накопленного педагогического опыта учителя.
3. Направление на районный, городской конкурс профессионального мастерства.
4. Награждение грамотой, дипломом.
5. Предоставление права самоконтроля, самоанализа, самообобщения накопленного опыта и представления полученных результатов администрации и коллективу школы.
6. Предоставление права выступить с научным отчетом на педагогическом совете или ином педагогическом форуме.
7. Награждение премией, надбавка к окладу.
8. Награждение ценным подарком.
9. Подготовка очерка или отчета в местной печати и школьной газете.
10. Выпуск листовки или буклета с изложением инноваций и достижений педагога в работе.
11. Подготовка передачи на радио или местном телевидении.
12. Подготовка и проведение творческого вечера успешного педагога.
13. Награждение педагога благодарственным письмом.
14. Представление педагога к местным или государственным наградам.
15. Выдвижение педагога на грант или другую форму финансовой поддержки (стипендия).
16. Изготовление полномасштабной видеоверсии комплексного творческого отчета педагога, дайджеста материалов, которые педагог использовал в процессе учебно-воспитательной деятельности, плана и сценария всех интересных открытых мероприятий, проведенных педагогом.
17. Предоставление педагогу права и возможности пройти обучение у известных ученых и практиков.
18. Награждение педагога подпиской на профессиональные издания и приобретение для него необходимой техники и литературы для повышения его профессиональной готовности.
19. Подготовка брошюры по итогам серии открытых педагогических мероприятий.
20. Награждение школьной медалью. Именной премией, выдвижение в книгу и на школьную доску почета по итогам достижений учащихся на различного рода соревнованиях, олимпиадах, смотрах.
21. Подготовка школьного фото- или кинофильма о достижениях педагога и его учеников (выпускников).
22. Проведение научно-практического семинара или конференции по изучению предложенного опыта.
23. Предоставление педагогу права и возможности открыть собственную школьную или межшкольную научно-исследовательскую лабораторию.
24. Предоставление педагогу права вести школу молодого учителя или передового опыта.
25. Выдвижение педагога в резерв на повышение.
26. Представление педагога в институте повышения квалификации диссертации в качестве соискателя или аспиранта для подготовки кандидатской диссертации.
Таким образом, я рассматриваю открытый урок не как случайное событие, обязательное для учителя, но как целостный процесс, характерный для лучших учителей, способных быть маяками, или вернее, лоцманами, в деле повышения качества образования детей.
Отношение к проведению открытых уроков показывает характер школьной демократии: либо это силовое решение и обязательное навязывание педагогам, либо это профессиональное желание педагогов продемонстрировать свои педагогические достижения.
Эффектным проявлением административной готовности к проведению открытых мероприятий можно считать фазу предварительных договоренностей, в ходе которых формулируются задания или некоторые условия, определяются критерии успешности. Выстраивается фабула деятельности педагога в ходе показа своих достижений и определяются возможные стимулы.
1. Удовлетворенность самого учителя, коллег, администрации и учащихся.
2. Наличие оправданной, полезной и педагогической привлекательной новизны.
3. Факт достижения заявленных целей.
4. Возможность использования показанного опыта в работе коллег.
5. Сбалансированность воспитательно-образовательных взаимодействий.
6. Активизацию познавательной деятельности учащихся.
7. Наличие доверительно-уважительной, эмоционально положительной обстановки, увлеченность и включенность учащихся в процесс.
8. Сбалансированность форм и методов, применяемых в процессе деятельности.
9. Учет интересов каждой группы учащихся (нуждающихся в педагогической поддержке, одаренных, успешных, средних).
10. Использование необходимых и достаточных вспомогательных средств обучения, средств наглядности, технических средств.
11. Разумное соотношение репродуктивного, репетиционного и поискового. Творческого.
Сценарии, видеозаписи и анализ открытых уроков постепенно могут составить золотую коллекцию лучших уроков школы, что позволит учить на этом благодатном материале новых учителей школы.
Особый ряд могут составить неудачные или провальные открытые уроки, которые обычно оставляют тяжелый след в жизни педагога и могут надломить его и даже способствовать его уходу из школы. В этом случае администрация обязана не допустить резко критического разбора урока, - с одной стороны, и терапевтической поддержки педагога - с другой стороны. Не отступая, медленно, но совместно с педагогом следует подготовить новое педагогическое событие, ответственность за успех или неуспех которого поделят между собой как учитель, так и директор, или заместитель директора.
Перейдем к описанию новой технологии. Для того, чтобы ее осуществить, необходимо обеспечить следующие условия: урок, предшествующий открытому в день его представления, и урок, следующий за открытым, должны быть у учителя свободными от работы в других классах.
Это абсолютно необходимый элемент технологии, необходимая информация, которую учитель сообщает гостям до проведения открытого урока. Мы не приводим здесь параметры обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей, поскольку они не новы. Их можно найти в книгах и через сеть Интернет.
Необходимо понять, что если эта информация перед открытым уроком
Отсутствует , то все разговоры директора, его заместителей, учителе, представляющих открытые уроки, о личностно-ориентированном образовании в их школе, о дифференциации и индивидуализации обучения, о диагностике личности ребенка в школе и прочее являются ложью.
Полагаем, что излишне доказывать, что любой психолого-педагогический инструментарий, любая методика или технология подбирается под возможности, особенности ребенка. Это как будто сейчас самоочевидно. Однако большинство открытых уроков в большинстве школ России проходят без информирования гостей об особенностях детей класса, где будет даваться открытый урок.
На уроках, где отсутствовала диагностика детей, после разбора только что проведенного урока, гости могут задать вопросы, которые приводят в полный конфуз учителя. А последний в свою очередь пытается дать беспомощные ответы, чтобы, хоть как-то спасти лицо свое и школы, но от этой беспомощности еще больше демонстрировали свою профессиональную некомпетентность едва ли не в самом важном вопросе педагогической практике.
Гости снисходительно молчали, а когда расходились, то было очевидно, что лучше бы такого открытого урока не давать вообще и такого позора не испытывать. Среди педагогов уже достаточно современно и хорошо образованных учителей, которых как говорят, на дешевке, то есть на примитивном не проведешь. Они хотят и будут задавать вопросы, они сами достаточно компетентны, эрудироованны, они дорожат своим временем.
В этой части работы с гостями предлагается следующий алгоритм.
Заметим также, что связь проекта с учебными и воспитательными возможностями детей представляет собой важный элемент следующего шага предлагаемой технологии- "Обоснование проекта". Форма рассказа о проекте открытого урока, а также его структура и содержание достаточно вариативны и определяются самим учителем, зависят от его видения. Учитель, как правило, говорит о месте урока в теме, разделе, курсе; называет ценностные основы, цели, характеризует выбранное содержание учебного материала, методы, формы, обосновывая свой выбор и т.п. Разумеется большое значение имеет новшество, разработанное учителем ( если их нет, то трудно понять, зачем пригласили людей, среди которых наверняка есть опытные, высококвалифицированные специалисты)
Здесь прежде всего раскрываются те научные источники, которые лежат в основе проекта. Желательно, чтобы учитель назвал ведущие дидактические теории, концепции, парадигмы, образовательные практики. На которые он опирался при проектировании. Здесь же называются работы ученых-методистов, других известных и неизвестных практиков, идеи и опыт которых были заимствованы. К обоснованию проекта относятся и результаты диагностики личности учащихся класса, которые могут быть получены путем тестирования, педагогических наблюдений, путем экспертной оценки учебной и воспитательных возможностей детей в ходе педагогического или психолого-педагогического консилиума и другими путями.
Было бы весьма желательно, чтобы учитель, насколько это возможно, раскрыл свою творческую лабораторию, то есть рассказал, как создавалось разработанная им методика, новшество.
Рекомендуем учителю по возможности более или менее четко определить, что представляет собой его проект с точки зрения известных путей рождения новшеств:
Учитель обязан четко назвать гостям и вид творческой деятельности, в результате которой было рождено новшество:
Разумеется на этом этапе мастер -класса все зависит от того, будут ли вопросы, какие они. В то же время если учитель понимает, что люди пришли к нему на учебу, и он ответственен за ее результаты и эффективность, то он может позаботиться, то он может позаботиться о том, чтобы вопросы возникли, то есть спровоцировать их на всех предшествующих этапах: излагать и характеристику класса, и проект урока, и его обоснование не только в повествовательно -объяснительном, но и в проблемном ключе. Во всех случаях ответы должны быть аргументированными.
Лично для себя учитель по характеру и содержанию заданных вопросов может судить и об ожиданиях гостей, и об уровне их компетентности. А возможно, какой-то из вопросов побудит учителя скорректировать проект или подарит ему новую идею для какого-то фрагмента открытого урока, чем позволит оптимизировать проект до его реализации.
Подготовка открытого урока по приводимой нами технологии позволяет гостям осознанно оценивать представленный опыт, существенно уменьшает риск последующих ошибочных оценок, но что самое ценное - вызывает интерес приглашенных, а значит мотивирует их, вызывает у них состояние ожидания ответа на вопрос: "Интересно, а как учителю удается осуществить намеченный план, получится ли в точности воспроизвести проект или придется от чего то отказываться, что-то заменять?"
Естественно учитель будет стремится реализовать только что представленный обоснованный проект. Однако нужно помнить, что учесть все факторы, влияющие на успешное осуществление намеченного, невозможно. Кто-то из детей, на кого надеялся учитель, может заболеть и не быть в школе, накануне открытого урока в классе мог произойти конфликт с другим учителем на предыдущих уроках в этот день, многие дети, как и взрослые, метеочувствительны, и их самочувствие может ухудшиться из-за перепадов атмосферного давления и т.д.
Учитывая это, педагог не должен стремиться любой ценой, несмотря ни на что выполнить ранее намеченный план полностью независимо от возникших на уроке обстоятельств.
Учитель- мастер должен быть готов изменить проект в ходе самого урока в зависимости от возникшей на уроке предполагаемой или непредвидимой ситуации. Учителем ведь были названы ранее продуманные запасные методические варианты, а необходимость в каких-то из них может возникнуть экспромтом. Все это не следует сразу расценивать как недостаток, упущение, ошибку, ибо способность к импровизации - один из показателей не только креативности, но и мастерства учителя.
Один из важных факторов, который пока трудно дается всем: необходимо сделать все возможное, чтобы гостям были видны, понятны те моменты, где учитель опирается на названные до урока данные об обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностях учащихся.
Форму и содержание анализа определяет сам учитель. Необходимо помнить, что одна из целей предлагаемой технологии- повышение эффективности обучения тех, кто был приглашен на урок. Обучающим и развивающим гостей является не только собственно открытый урок, но и все, что ему предшествовало, и все, что за ним последовало. Выступление учителя с анализом только, что проведенного урока демонстрирует и способность педагога к рефлексии собственных действий, собственного творчества и является показателем его эрудиции и фактором обучения гостей всем непростым только что названным умениям.
Учитель говорит о степени достижения поставленных целей, разъясняет причины, объективно оценивает собственные действия и, что особенно важно, разъясняет и комментируете нюансы, которые гости могли не увидеть, не понять, не оценить, так как не видели глаза и лица детей.
Учитель должен быть готов к тому, что схема анализа урока может заинтересовать кого-то из гостей, и хорошо бы иметь ее несколько заранее заготовленных экземпляров.
Прежде всего необходимо учесть, что, проводя открытый урок, учитель находится в состоянии высокого психологического напряжения, и буквально тут же необходимо дать анализ только что проведенного урока. Опыт показывает, что не всегда удается быстро переключиться на другой вид деятельности, и потому в анализе что-то упускается. Поскольку директор или его заместитель также ответственны за успех столь важного методического мероприятия, то данный им анализ необходим для дополнения анализа, сделанного учителем, тем более, что они хорошо знают своего педагога, суть разработанного им новшества и по ходу открытого урока имели возможность фиксировать в мыслях или в записях то, что является ценным для гостей.
Кроме того, анализ только что проведенного открытого урока одним из руководителей школы может в случае необходимости скорректировать последующее обсуждение. Здесь имеется в виду ситуация, когда по каким-либо причинам урок не удался. Бывает, что учитель накануне переволновался или что-то непредвиденное произошло с детьми и т.п.
Учитель сам предлагает гостям задавать вопросы по только, что проведенному уроку. Тут возможны два нежелательных варианта.
Бывает, что вопросов нет или их не задают потому, что прежде так не было принято. А вопросы и ответы как форма диалога - важный фактор развития приглашенных на урок.
Чтобы вопросы как элемент дискуссии были, мы рекомендуем руководителю курсов, семинара, приведшего работников образования на учебное занятие, еще перед начало четко объявить цель занятия для всех, подчеркнув его учебный, развивающий характер и раздать всем приглашенным алгоритм проведения всего методического мероприятия, обратив внимание участников на то, что специально будет выделено время для ответов на вопросы.