Б.Л. Пастернака
«Мне хочется домой в огромность»
I. Вступительная беседа с учащимися.
Пастернак – слово-пароль, оно выявляет языковой слух и дар. В домашнем задании вы ознакомились с некоторыми стихами поэта. Каким он представляется вам по прочитанным стихам?
Ответы учащихся:
– одинокий, пылкий;
– странный, индивидуальный;
– сбивчивый, непонятный, бредовый;
– интуитивист, отшельник;
– гений, обладающий даром вечной молодости;
– чудо…
Вы назвали по сути доминантные слова, характеризующие личность Пастернака, содержащие, как код, его судьбу.
Все, что касается Пастернака, двоится, множится, противоречит, но суть остается одна – он утекает, как вода с ладоней.
Вот запись в дневнике Пастернака: «Что здесь, как и везде, восхитительно и никогда не надоедает, так это природа. И как кажется ничтожным, со всем своим воем, перед заходом солнца, когда оно обдает своим последним, ровным дыханием, все то великое, которое не замечает сам человек, когда чувствуется присутствие святого – красоты. В этой красоте для меня звучит какое-то повелительное наклонение – пойми, сделай что-то – словом, какой-то императив, заставляющий искать той формы, которой я мог бы реагировать на эту красоту».
И в конце жизни в 1959 году он пишет своей французской корреспондентке Жаклин де Пруайяр: «У меня всегда было чувство единства всего существующего, связности всего, что живет, движется, проходит и появляется, бытия и всей жизни в целом. Я любил всевозможные движения всех видов, проявление силы, действия, любил схватывать подвижный мир всего круговращения и передавать его…».
– Ваши первоначальные оценки поэзии Пастернака (непонятно, странно, сложно, бредово) можно считать эмоциональными всплесками глубокой конфликтной реакции на непохожесть текста, иноприродность поэта.
Сегодня нам предстоит разобраться в сложном поэтическом мире Пастернака на примере одного стихотворения. Мы намеренно берем одно из самых сложных и не самых знаменитых. Почему? Ответ в строчках О. Мандельштама:
В одной песчинке видеть землю
И небо в чашечке цветка…
Сформулируем свою задачу:
– войти в мир поэта, довериться ему.
– пройти через лабиринты смысла, сложных ассоциаций, помня, что его стихи не есть иллюстрация к жизни.
– выйти на понимание мировоззрения художника, которого называли Гамлетом XX века, т.е. по сути постичь тайну творчества.
II. Определение плана работы.
– Чтобы наше движение к цели не было хаотичным, воспользуемся планом, который предлагают литературоведы.
План анализа:
1. История создания стихотворения (если есть)
2. Тема, идея
3. «Память жанра»
4. Способы выражения авторской позиции
5. Композиция
6. Изобразительно-выразительные средства языка (метатропы):
– хронотоп
– лексические и морфологические средства
– литературный герой
– эмоциональный план
– формальный план
– аллитерация
7. Пафос стихотворения.
(помним, что план этот примерный, может варьироваться от целей и задач анализа)
– Основание быть непонятым у любого художника всегда множество, но, учитывая философию творчества, как ее понимал Пастернак, мы стоим перед сложной задачей восприятия его поэзии. Поэтому нам необходимы ключевые слова, которые помогут говорить о тексте:
– предчувствие, предпонимание
– хронотоп
– интерпретация (от целого к части)
– корректировка (от части к целому)
– интертекстуальные связи
– амбивалентность (двойственность, одновременное проявление
противоположных качеств)
– полифония
– мажорность/минорность
– толерантность
– диалогичность
– «пастернакизмы»
– «tour de force» - «проявление силы», лучшее произведение автора
III. Анализ стихотворения.
Выразительное чтение стихотворения, подготовленное учеником.
I. Мне хочется домой, в огромность
Квартиры, наводящей грусть.
Войду, сниму пальто, опомнюсь,
Огнями улиц озарюсь.
II. Перегородок тонкоребрость
Пройду насквозь, пройду, как свет.
Пройду, как образ входит в образ
И как предмет сечет предмет.
III. Пускай пожизненность задачи,
Врастающей в заветы дней,
Зовется жизнию сидячей, -
И по такой, грущу по ней.
IV. Опять знакомостью напева
Пахнут деревья и дома.
Опять направо и налево
Пойдет хозяйничать зима.
V. Опять к обеду на прогулке
Наступит темень, просто страсть.
Опять научит переулки
Охулки на руки не класть.
VI. Опять повалят с неба взятки,
Опять укроет к утру вихрь
Осин подследственных десятки
Сукном сугробов снеговых.
VII. Опять опавшей сердца мышцей
Услышу и вложу в слова,
Как ты ползешь и как дымишься,
Встаешь и строишься, Москва.
VIII. И я приму тебя, как упряжь,
Тех ради будущих безумств,
Что ты, как стих, меня зазубришь,
Как быль, запомнишь наизусть.
1933 г.
1. История создания (может быть выступление подготовленного ученика).
Осенью 1933 года Осип Мандельштам получил квартиру в Фурмановском переулке. Одним из первых поздравить пришел Пастернак:
– Ну вот, теперь и квартира есть – можно писать стихи, – сказал он уходя.
Осип был в ярости. По воспоминаниям Надежды Мандельштам, ответом Мандельштама стали стихи: «Квартира тиха, как бумага…»
За разным отношением к квартире стоят более глубокие различия: Пастернак без стола не мог обойтись, он был человеком пишущим. Мандельштам сочинял на ходу, нам минуту присаживался – записать. Пастернак – домашний, «московский» человек. Мандельштам – кочевник, бесприютность была способом его существования.
– Как структура стихотворения отражает эти профессиональные и социальные противоречия поэтов?
– Стихотворение входит в сборник «Второе рождение». Само заглавие отражает существенную ломку поэтического голоса Пастернака. Между ранней и поздней лирикой пролегла полоса, в которой Пастернак добросовестно старался врасти в социализм, трудиться «со всеми сообща». Пастернак искренне надеялся, что не будет барьеров между прошлым и будущим, цивилизацией и природой, творчеством и жизнью. И в судьбе Пастернака столкновение собственной картины мира с реальностью побеждавшего социализма оказалось неоднозначным и поучительным.
Адаптация к новому захватывает и сферу поэтического языка. В сборнике «Второе рождение» происходит заметное упрощение стиля, уменьшается количество тропов, четче звучит «Я».
– Итак, о чем стихотворение?
Беглого взгляда достаточно, чтобы увидеть в стихотворении пронизывающие его «пастернакизмы»:
– значительность малого («огромность квартиры»);
– максимальность состояний («направо», «налево», «наизусть»);
– сила переживаний («темень», «просто страсть», «будущих безумств»);
– интенсивность действий («пройду насквозь», «сечет предмет», «укроет вихрь»).
Так заявляется тема нового бытия и человека в нем.
2. Что вы можете сказать о «памяти жанра» в этом стихотворении?
– Если я скажу, что с точки зрения жанра перед нами стихи о природе искусства о назначении поэта, вы согласитесь со мной?
– Давайте попробуем найти пушкинские ассоциации, прямые переклички с «Пророком».
– «Духовной жаждою томим…» – образ заново рождающегося поэта у Пастернака.
– У Пророка: другое сердце, уши, глаза, уста – у героя Пастернака: опавшая мышца сердца («услышу и вложу в слова»).
– У Пророка: полет, ход, прозябание – у Пастернака: «ползешь, дымишься, встаешь и строишься».
– Служение Пророка («исполнись волею моей») – у Пастернака: «пройду, как свет».
Таким образом, тема поэта-пророка преломляется через проблему восприятия нового мира.
– Вчитаемся в восьмую строфу («и я приму тебя, как упряжь»).
Создайте ассоциативный ряд к слову «упряжь». Как вы думаете, справедливо ли предположение о том, что упряжь – это намек на недавно погибшего «пророка и певца» нового мира Маяковского?
– Если это так, то по-пастернаковски «наступить на горло собственной песне» – это принять упряжь – ненасильственно, естественно, эмоционально.
– Как вы думаете, могло ли быть стихотворение короче? Можно ли изъять какие-то строфы?
– Приспособление к новой жизни, примирение с ней – одна из вечных тем искусства, и она выработала богатый арсенал художественных фигур. Одна из них – приятие по инерции, основанная на технике утвердительных ответов: вручить читателю, а главное самому себе – новую упряжь. И поэтому процесс получился длительный – через серию картин, принимаемых как будто без возражения.
– Почему, как вы думаете, прославляемый социализм не называется?
– Оцените лексику:
– врастающий (в социализм)
– заветы (Ильича) если добавить слова в скобках –
– задачи (очередные) налицо политическая фразеология
– строишься (социализм)
– Целый слой лексики звучит двусмысленно:
– пожизненность
– сидячий
– хозяйничать
– охулки фразеология уголовно-тюремно-бюрократическая
– взятки
– подследственных
– сукном
– Слова эти употребляются в переносном смысле, читаются далеко не однозначно, вместе производят определенный эффект: это новое – тесное, худое, казенное, непоэтичное. Перед нами мажорно-минорная амбивалентность.
– Путь в новую жизнь прокладывается через домашнее, привычное, знакомое.
Отметьте картины московского быта, пейзажа.
– Они занимают целых шесть строф («возвращение», «пальто», «сидячая жизнь», прогулка», смена дня и ночи»).
– Давайте определим значение слова «опять»? Какой прием использует автор? (анафора)
– Как решается проблема на уровне морфологическом? Как используется время глаголов?
– Категория будущего времени появляется уже в первой строфе, заполняет вторую, уходит ненадолго из третьей строфы и прочно завладевает глаголами в четвертой и последующих строфах.
– Что можно сказать о пространстве и времени стихотворения? (теснота и простор, от квартиры – к образу Москвы)
– Проследите от строфы к строфе чувствование героя (1-3 строфа – герой, 4-6 строфа – герой превращается в наблюдателя, свидетеля, 7-8 строфа – опять герой, то есть композиция кольцевая).
– Как вы чувствуете эмоциональный план стихотворения? (минорность, готовность восхищаться, сладкая грусть, добровольность, зимнее настроение)
– Попробуем убрать всю эмоциональную риторику, посмотреть, с чего начинается и чем заканчивается стихотворение, и мы получим: «Мне хочется… в грусть… в упряжь…»
– Как такому выводу помогает формальная структура стихотворения (рифмовка, аллитерация)? Отметить расширение и сужение -у, -а, -ы.
– Какие еще средства выразительности вы можете выделить?
В своих наблюдения помните такое определение Андрея Синявского: «Метафорическая скоропись действительности».
Вывод:
Метафорическое восприятие мира – органическое свойство поэзии Пастернака. Поэт не изобретал новых слов, подобно футуристам. Он изобретал неслыханные отношения между словами, заимствованными из разных речевых пластов – они все равны в его речевом потоке.
IV. Итог урока.
Попробуйте обобщить свои впечатления в синквейне:
1. Существительное
2. Глагол и глагол
3. Прилагательное, прилагательное, прилагательное
4. Предложение из четырех слов
5. Существительное
Домашнее задание:
Напишите о своем отношении к поэзии Пастернака, учитывая два полярных мнения о нем: «Бесчисленные одежки метафор и кочерыжки смысла» или «Пастернака прочитать – все равно что горло прочистить».