Основной проблемой при изучении лирики Некрасова является вопрос о его месте в истории русской поэзии и, в связи с этим, вопрос о путях развития нашей поэзии в XVIII -XIX вв., судьбе русского литературного языка. Следующей проблемой является вопрос об образе Некрасова в русской культуре; восприятии личности Некрасова современниками и потомками. При изучении творчества Некрасова целесообразно рассмотреть ряд теоретических вопросов: о жанрах лирической поэзии и их роли в литературной эволюции; о системе русского стихосложения.
Урок 1
Рассказ о жизни и творчестве Некрасова. К этому уроку учащимися могут быть подготовлены индивидуальные сообщения по материалам мемуарной литературы о Некрасове. Противоречивость фигуры Некрасова - "страдальца за народ" и "барина" (темы сообщений см. в конце этой главы).
Урок 2
Анализ ранних пародий Некрасова. "Спи, пострел, пока безвредный..." и "И скушно, и грустно, и некого в карты надуть..."
Вопросы учителя:
- За счет чего достигается комический эффект в этих пародиях?
- Что именно изменяет Некрасов в стихотворениях Лермонтова?
- Как эти изменения затрагивают лексику стихотворения?
- Почему Некрасов снимает подзаголовок "Казачья колыбельная песня"? Что он значил в художественной системе Лермонтова?
- Что сохраняется в пародиях от лермонтовских стихотворений?
В ответах на вопросы учащиеся приходят к выводу о том, что средством создания комического эффекта в этих стихотворениях является совмещение лермонтовских ритмико-синтаксическнх форм с "низким", бытовым содержанием и разговорным словом. Ср.: тема карточной игры на фоне возвышенно-трагического стихотворения Лермонтова: "Спи, младенец мой прекрасный" "(Лермонтов) - "Спи, чиновник мой прекрасный" (Некрасов), "Тихо светит месяц ясный" (Лермонтов) - "Тускло светит месяц медный"; "явных тьма улик", "плут известный", "в карты надуть", "спину гнуть", "доползти ужом". Характерна образность оригинала и пародии: Терек и т.п. сменяются конкретно-бытовыми "фрак темно-зеленый", "перо", "суд", - "дом многоэтажный". Некрасов вводит в "Колыбельную песню" прямую речь. Лермонтовская деталь и подзаголовок "Казачья колыбельная песня" придавали стихотворению "кавказский" восточный колорит, романтический по: своей природе. Некрасов снимает подзаголовок, поскольку ему не важно спародировать стиль Лермонтова, романтически-экзотическое стихотворение. "Казачья колыбельная песня" - лишь предлог для того, чтобы в известной для читателя мелодической структуре раскрыть свой собственный Поэтический принцип. Пародия Некрасова состоит не в выявлении и преувеличении (до абсурда) характерных черт оригинала, но в "ощущении сдвига", старой формы новой лексикой и новым предметом повествования.
Урок 3
Традиционные стихотворные жанры в поэзии Некрасова. Анализируются "Современная ода" (1845), "Последние элегии" (1853-55), "Элегия (Еракову)", "Праздник жизни - молодости годы...".
Вопросы учителя:
- Какие жанровые признаки оды мы находим в "Современной оде"?
- Что принципиально отличает эту оду от ее жанровых предшественниц?
- Каким образом в стихотворении реализуется ирония?
- Почему повторяется первая строфа, замыкая композицию стихотворения в кольцо?
- В чем смысл заглавия "Современная ода"?
Общим итогом анализа будет признание того, что одической является посылка стихотворения - прославление некоего лица. В первой строфе поэт выдерживает одическую фразеологию: "Украшают тебя добродетели", "беру небеса во свидетели", однако, последняя строчка "Уважаю тебя глубоко" кладет начало стилистическому сбою, ибо уважение - "не одическое чувство". В следующих строфах мы наблюдаем нагнетание прозаической разговорной лексики, просторечных форм, что в произведении, названном "одой", да и вообще в поэзии того времени, создает стилистический сдвиг и комический эффект. Характерным приемом создания комического является восхваление героя через отрицание дурных его качеств, что также противоречит одической задаче.
Кульминация стихотворения в 5 строфе, где происходит обыгрывание поговорки "с неба свалилось", понятой буквально, что подчеркивается словом "знаю", стоящим в спондеической позиции. Так как все наиболее распространенные способы накопления богатств исчерпаны - надо предположить чудо. Словесная игра как бы перечеркивает все вышесказанное (в котором невнимательный читатель мог и не углядеть иронии). Поэтому автор возвращает нас к 1 строфе, но теперь она прочитывается в ином - саркастическом ключе. Заглавие "Современная ода" оксюморонно и многозначно. Парадоксальность возникает на стыке значения слова "современная" и "архаичности" в семантике слова "ода". Таким образом, общий принцип парадокса, обмана, несоответствия осуществляется еще с заглавия. Кроме того, можно прочитать заглавие иначе: сегодня одой является сатира (по степени значимости в литературном процессе и цели - характеристики чиновного человека), литература сегодня должна бичевать пороки, а не воспевать добродетели.
Вопросы учителя:
- Основные жанрообразующие признаки элегий и элегии Некрасова.
- Пафос некрасовских элегий.
- Проблематика. Как решается Некрасовым элегическая тема смерти?
- Образность элегий.
- Лексика элегий.
В результате двух уроков делается вывод о том, что в начале своего творчества Некрасов экспериментирует с традиционными, известными формами, вводя в них новые и неожиданные темы, проблемы, "непоэтичные" предметы, неиспользованные ранее в поэзии лексические пласты. Тема общественного служения, обличения социальных пороков, яркие социально-бытовые детали, разговорные, просторечные, канцелярские слова, введенные им в поэзию, - вот характерные "отпечатки пальцев" Н.А. Некрасова.
Урок 4
"Анализ стихотворений "Еду ли ночью по_ улице темной", "Огородник", "О погоде".
Помимо особенностей поэтического языка стихотворений обращается внимание на их сюжетность. Делается попытка жанровой идентификации этих стихотворений. Выясняется, что это близко к прозаическим очеркам, рассказам, зарисовкам. Отмечается роль "героя-рассказчика" в этих стихотворениях, тяготение к сказу (еще один прозаический прием). Указывается на аналогичные тенденции в современной Некрасову прозе. Уместно заранее предложить детям темы для докладов. Возникает вопрос, можем ли мы считать эти и другие подобные стихотворения Некрасова лирикой, или же это эпические произведения в стихотворной форме. Каковы могут быть доказательства лирической родовой принадлежности этих стихов?
Возможны различные толкования этой проблемы и доказательства, от этого зависит, к какому мнению придет класс. В качестве компромисса может прозвучать точка зрения на эпический сюжет в большинстве стихотворений Некрасова как на повод для лирического переживания героя, которое и составляет смысловой центр стихотворения (это может быть воспоминание, увиденное происшествие и т.п.). Ср. первые строки "Еду ли ночью..." - подающие нам сюжет как воспоминание, которое посещает героя лишь при определенном эмоциональном настрое, и заключительную строфу - лирический монолог, характеризующий не судьбу героини, а ее восприятие лирическим героем стихотворения.
На уроке делается вывод о том, что сюжетность не является прерогативой эпоса, и что в поэтике Некрасова сюжет может включаться в лирическую эмоцию героя.
Урок 5
Анализ стихотворений "Размышления у парадного подъезда" и "Железная дорога".
На материале этих стихотворений продолжается разговор о родовой принадлежности поэзии Некрасова. Насколько гражданская и даже просто политическая тематика - лиричны? Почему именно в стихотворной форме передает Некрасов свое возмущение тяжелыми условиями жизни крестьянства? Можно ли безболезненно передать то же прозой? Вспоминается гражданская лирика донекрасовского времени ("Во глубине сибирских руд... ", "Ура! В Россию скачет..." и т.п.).
Вероятно, при наличии в классе полярных мнений, дети все же признают, что гражданское чувство для лирического героя Некрасова - глубокое личное, выстраданное. Некрасов здесь не уникален: известные детям стихи Пушкина и Лермонтова, Рылеева убеждают нас в том, что лирика допускает подобные темы, не превращаясь в политическую декларацию. Попытки пересказать "Железную дорогу" прозой разрушают текст. Так обнаруживается еще одна особенность поэзии Некрасова: наряду с новым словом, предметом, темой, вводится им и новое чувство в лирические жанры - чувство гражданское.
Урок 6
На этом уроке особенности поэтики Некрасова, открытые ранее, ставятся в контекст развития русской литературы (поэзии) XIX в. Вопреки убеждению многих современных Некрасову критиков и современных нам читателей, Некрасов не пресек пушкинскую линию русской поэзии, но продолжил ее. Пушкин первым нарушает сложившиеся литературное койне карамзинской эпохи (как в свое время карамзинисты преодолевали инерцию ломоносовской стилистической иерархии), вводя "прозаизмы" в лирическую поэзию. Как недопустимым казалось критикам Пушкина словосочетание "блистающее копыто", так же крамольными казались новаторские совмещения Некрасова. Русская поэзия XIX в. шла путем расширения "сфер влияния", захватывая все более широкие темы, словесные пласты, эмоциональные состояния человека.
Чтобы убедиться в правоте выработанной концепции, детям предлагают к этому уроку подготовить небольшие сообщения о "некрасовском наследии" в поэзии XX века. Именно в новейшей поэзии видна тенденция, нами указанная, - к расширению круга поэтических предметов.
Задания учащимся:
Некрасов по воспоминаниям А.Я. Панаевой.
Как складывался образ Некрасова - "страдальца за народ". (По главам кн. "Некрасов в воспоминаниях современников". - М., 1971).
Русский физиологический очерк (Сб. "Петербургские углы", "Физиология Петербурга") и творчество Некрасова.
Физиологические очерки Некрасова ("Хроника петербургского жителя", "Петербургские дачи и их окрестности") и его лирика.
Жанр древнерусского жития в творчестве Некрасова (стихотворение "Влас" и др.).
Любовная лирика Некрасова.
Некрасов и Достоевский.
Гражданская лирика донекрасовского времени (отдельно - Ломоносов, Державин, Рылеев, Пушкин, Лермонтов).
Некрасов и поэзия Анны Ахматовой.
Некрасовские традиции в современной поэзии (самостоятельное исследование детей).
Литература
Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. - М., 1962.
Эйхенбаум Б.М. Некрасов / В кн. "Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии". - Л., Художественная литература, 1986.
Тынянов Ю.Н. Стиховые формы Некрасова. "Извозчик" Некрасова / В кн. "Тынянов Ю.Н; Поэтика. История литературы". Кино. - М., Наука, 1977.