В современной методике принято называть период 10-11 класс в литературном развитии учащихся «эпохой связей», когда для старшеклассника приобретают значение вопросы экзистенциальные, философские. В этом плане тексты стихов И. Бродского представляют уникальный материал.
Задача учителя в анализе – пробуждение умственной, эмоциональной, творческой активности учащихся. Круг вопросов, на наш взгляд, заставляет более осознанно относиться к своим впечатлениям и способу их выражения, то есть соответствовать высокому уровню анализируемого текста, стремиться быть ему конгениальными.
Тема Рождества восстанавливает единство времени и пространства жизни, сокращает непреодолимый разрыв между настоящим и прошлым, что является важным в поэтическом мире И. Бродского. Изысканность, своеобразие поэтического языка, с помощью которого автор конструирует образы, позволяет обогатить и усложнить словарный запас языковой личности.
Анализ стихотворения Иосифа Бродского
«24 декабря 1971 г.»
Цель:
1. Познакомить с одним из так называемых «трудных текстов» и определить способы выражения авторской мысли на всех уровнях текста.
2. Корректировать субъективизм первоначального восприятия текста и обобщить собственные наблюдения учащихся.
3. Формировать отношение к поэзии как к способу обладать знанием, имеющим универсальное значение для языковой личности.
Оборудование урока:
– фотографии поэта
– репродукции картин Гюстава Доре
– репродукции русских икон
Ход урока.
Эпиграфы:
Стихи спят под непроницаемым покрывалом, спят в ожидании Эдипа, который придет разгадать их…
Фредерик Гарсия Лорка
Стихосложение – колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения.
Иосиф Бродский
I. Вступительное слово учителя.
В рассказе американского писателя Ирвинга Шоу «Шепот в Бедламе» речь идет о незадачливом футболисте, который потерял слух, - и все беды разом свалились на него. Доктор сделал операцию и наделил героя таким необычайным слухом, что тот стал различать не только произнесенное, но и тайные мысли собеседника. А когда услышал органную мессу в храме, был так потрясен, что упал в обморок. Измученный, он потребовал новой операции, и вот, с забинтованным ухом, стал счастливым, потому что снова почувствовал себя «закупоренной бутылкой».
– Как вы думаете, к чему я это вам рассказываю?
– Чтобы показать: острота восприятия мира – и дар, и наказание.
Мир обрушивает на нас такое количество информации, что инстинкт самосохранения заставляет нас смотреть вполглаза и слушать вполслуха. Какой напрашивается вывод?
– В человеческом общении невозможно стопроцентное понимание.
– Но причины и в другом: есть свобода мысли и бездонность всякого смысла. Но! Точки развития, роста человека и культуры находятся в дельте понимания – непонимания.
– Я произнесла слово, о котором вы, вероятно, подумали в домашнем задании.
II. Проверка домашнего задания.
– Запишите, какие ассоциации вызывают у вас слова:
Буква
Точка
Книга
Человек
Поэт
Дар
Время
Вечность
(ответы обсуждаются и фиксируются)
– Почему мы выбрали именно эти слова?
– Это высшие, предельные вопросы, на которые отвечает поэт.
Звучит отрывок из стихотворения Бродского:
И в доме, что Овидий и Гораций
Воспели и оплакали стократ,
Как браться за перо?
И как не браться?
– Как бы вы ответили на вопрос: Зачем человек принимается за сочинение стихотворения?
Ответы ребят:
– Завоевать сердце возлюбленной
– Выразить отношение к миру
– Запечатлеть душевное состояние
– Оставить след на земле
– Поспорить с предшественниками …
– Бродский утверждал, что писатель равен читателю, и наоборот. Равенство это – равенство сознания, и оно остается с человеком на всю жизнь в виде памяти.
Мы попробуем сегодня быть равными в сознании поэту, после имени которого нет запятой. (Скажите об этом без метафоры)
– О том, насколько сложен этот мир, нам скажут строчки его стихов.
Запишите самые удивительные и неожиданные для вас.
– Как фонарь глядится в высыхающую лужу…
– Там в моде серый цвет – цвет времени и бревен…
– Дрозд щебечет в шевелюре кипариса…
– Солнце увидел сквозь баранину туч…
– Снег идет, оставляя весь мир в меньшинстве…
– Мысль о тебе уходит, как разжалованная прислуга…
– Из забывших меня можно составить город…
– Ночью, мира на краю, раскаляясь добела –
Жизнь моя на жизнь твою
Насмотреться не могла…
III. Что вы знаете о поэте Иосифе Бродском? (возможен ответ подготовленного ученика)
IV. Анализ стихотворения (беседа с учениками по вопросам).
В продовольственных слякоть и давка.
Из-за банки кофейной халвы
производит осаду прилавка
грудой свертков навьюченный люд:
каждый сам себе царь и верблюд.
Сетки, сумки, авоськи, кульки,
шапки, галстуки, сбитые набок.
Запах водки, хвои и трески,
мандаринов, корицы и яблок.
Хаос лиц, и не видно тропы
в Вифлеем из-за снежной крупы.
И разносчики скромных даров
в транспорт прыгают, ломятся в двери,
исчезают в провалах дворов,
даже зная, что пусто в пещере:
ни животных, ни яслей, ни Той,
над Которою – нимб золотой.
Пустота. Но при мысли о ней
видишь вдруг как бы свет ниоткуда.
Знал бы Ирод, что чем он сильней,
тем верней, неизбежнее чудо.
Постоянство такого родства –
основной механизм Рождества.
То и празднуют нынче везде,
что Его приближенье, сдвигая
все столы. Не потребность в звезде
пусть еще, но уж воля благая
в человеках видна издали,
и костры пастухи разожгли.
Валит снег; не дымят, но трубят
трубы кровель. Все лица, как пятна.
Ирод пьет. Бабы прячут ребят.
Кто грядет – никому непонятно:
мы не знаем примет, и сердца
могут вдруг не признать пришлеца.
Но, когда на дверном сквозняке
из тумана ночного густого
возникает фигура в платке,
и Младенца, и Духа Святого
ощущаешь в себе без стыда;
смотришь в небо и видишь – звезда.
1972
– Как для Пушкина знаковой датой была 19 октября, так для Бродского – Рождество. Почему?
Что вы знаете об этом празднике христианского календаря (возможен рассказ
подготовленного ученика).
– Читаем стихотворение (на каждой парте распечатанный текст).
В Рождество все немного волхвы.
В продовольственных слякоть и давка.
Из-за банки кофейной халвы
Производит осаду прилавка
грудой свертков навьюченный люд:
каждый сам себе царь и верблюд.
Сетки, сумки, авоськи, кульки,
шапки, галстуки, сбитые набок.
Запах водки, хвои и трески,
мандаринов, корицы и яблок.
Хаос лиц, и не видно тропы
в Вифлеем из-за снежной крупы.
И разносчики скромных даров
в транспорт прыгают, ломятся двери,
исчезают в провалах дворов,
даже зная, что пусто в пещере:
ни животных, ни яслей, ни Той,
над Которою – нимб золотой.
Пустота. Но при мысли о ней
видишь вдруг как бы свет ниоткуда.
Знал бы ирод, что чем он сильней,
тем верней, неизбежное чудо.
Постоянство такого родства –
основной механизм Рождества.
То и празднуют нынче везде,
что его приближенье, сдвигая
все столы. Не потребность в звезде
пусть еще, но уж воля благая
в человеках видна издали,
и костры пастухи разожгли.
Валит снег; не дымят, но трубят
трубы кровель. Все лица, как пятна.
Ирод пьет. Бабы прячут ребят.
Кто грядет – никому непонятно:
мы не знаем примет, и сердца
могут вдруг не признать пришельца.
Но, когда на дверном сквозняке
из тумана ночного густого
Возникает фигура в платке,
и младенца, и Духа Святого
ощущаешь в себе от стыда;
смотришь в небо и видишь – звезда.
1972
– Ваши впечатления от прочитанного?
(обсуждаем и фиксируем самые интересные наблюдения)
– Первая строка обязывает нас учитывать религиозно-культурный контекст, который требует от нас и особой лексики, и особой интонации.
– Каковы герои первых трех строф? Назовите прием, используемый автором?
Как понимать строку: «Каждый сам себе царь и верблюд»?
(не младенцу несут дары, а себе, любимым, как «царям», но – как «верблюды»)
– Сконструируем предложение-вывод по принципу антитезы: волшебная, праздничная, оптимистическая интонация первой строки не подтверждается, возникает интонация другая – какая? Агрессивная, грубая, недочеловеческая.
– Прокомментируем лексику первых трех строф.
(Лексика сниженного стиля, на четыре глагола – тринадцать предметов вещного мира, как своеобразный каталог вещей, запахов, продуктов, одежды; нет лиц; толпа, давка, хаос – сигналы физического тела, нет духа. А между тем Сочельник – тишайший, смиреннейший домашний праздник, когда, кажется, сама Вселенная замирает в ожидании Чуда Богоявления. Но погоня за тем, что окажется в требухе, заслоняет тропу к месту рождения Спасителя.)
– Как появляется, развивается тема пути, дороги?
(«тропа», «транспорт», «ломятся в двери», «исчезают в провалах дворов»)
– «Пустота». Докажите текстом необходимость этого слова, подготовленность его всем ходом повествования?
(Нас приближает к этому слову лексика одной семантической группы: « хаос», «не видно», «снежная крупа», «в провалах дворов», «пусто в пещере»)
– Давайте оценим четвертую строфу с точки зрения поэтического мастерства. (Ребята могут выделить противопоставление, оксюморон, звукопись, разные лексические пласты, ключевое слово – «постоянство»)
– Попробуем сформулировать вывод: несмотря на суетность, бездуховность, люди стремятся отпраздновать этот день – «сдвигают столы».
– Какая строка композиционно выделяется?
(«И костры пастухи разожгли…»)
Почему?
– «Валит снег…» Мне кажется, следующая строфа проникнута мрачными образами Апокалипсиса. Я права? Докажите текстом.
– В этой строфе три «не». Какие? Почему они возникают?
– Что нужно, по мнению поэта, для того чтобы сработал «механизм Рождества»?
(Ключевое слово «видишь» повторяется три раза, как бы уравновешивая три «не»)
– Бродский утверждал, что рифма – источник, демонстрирующий соответствие между несравнимыми предметами. Проанализируйте с этой точки зрения рифмы стихотворения. («волхвы» – «халвы», «дворов» – «даров», «Той» – «золотой» и т.д.) Каков вывод? Есть горизонталь и есть вертикаль существования. Видишь – глазами. Это знание. А вера – это духовные очи, которые прозревают самую суть вещей.
– Подведем итог сказанному. О чем стихотворение? В философском плане – о человеке, его возможностях и пределах. О том, что у человека всегда есть выбор на пути жизни.
Ученица читает стихотворение Бродского как ответ на вопрос: можно ли «верить мира совершенству»?
Что нужно для чуда? Кожух овчара,
Щепотка сегодня, крупица вчера,
И к пригоршне завтра добавь на глазок
Огрызок пространства и неба кусок.
И чудо свершится…
А если ты дом покидаешь – включи
Звезду на прощанье – в четыре свечи,
Чтоб мир без вещей освещала она
Вослед тебе глядя – во все времена.
– Преподавая в университете русскую литературу, И. Бродский требовал от студентов знания наизусть не менее двух тысяч строк. Сравните это со своим объемом и определите свою сверхзадачу как читателя.
Домашнее задание (на выбор):
1. Составьте круг вопросов, с помощью которых можно проанализировать стихотворение.
2. Предложите свою интерпретацию стихотворения Бродского о Рождестве.
3. Подготовьте материалы для создания проекта о Бродском-поэте.